Народные обычаи и приметы на Вербное воскресенье
Русские народные обычаи и поверья тесно связаны со всеми церковными праздниками. И пусть зачастую эти обычаи никак не регулируются православными канонами и живут как бы параллельно с ними, их история исчисляется столетиями и потому они достойны уважения и упоминания. Вербное воскресенье не является исключением в этом отношении.
В этот день принято освящать ветки вербы в храмах. Считается, что сделанный из них букет оберегает жилище от огня, а домочадцев от негативного влияния недоброжелателей. В православии праздник связан с Входом Иисуса в Иерусалим, где жители встречали его с пальмовыми ветвями. Экзотическое дерево произрастает далеко не во всех странах, поэтому принято использовать ветви растений, которые первыми зацветают весной. Вербу связывают с обновлением и началом новой жизни.
Обычаи праздника сформировались еще в древности. Его отмечают в спокойной домашней обстановке. Верующие посещают храм, уделяют много времени молитвам, освящают веточки. Вернувшись из церкви, шутя хлестают ветками всех домочадцев. Считается, что это дарует здоровье на целый год.
Ветками вербы также выгоняли непослушный домашний скот на пастбище, после этого втыкали вербовый под крышу хлева, чтобы животные всегда находили путь домой. Для защиты от болезней проглатывали освященные вербовые почки. Такое действие несёт удачу, а также надежду на успех в новых делах.
Для появления здорового потомства под матрас клали веточки, а жениха и невесту осыпали вербными почками. От головных болей вставляли освященные веточки в волосы.
Чего нельзя делать в Вербное воскресенье
В этот праздник нельзя выполнять любую работу. Хозяйки стараются приготовить все блюда заранее. Обильная пища не одобряется, традиционно к столу подают различные постные блюда, рыбу. Разрешается выпить пару глотков красного вина.
Народные приметы
Крестьяне с давних пор примечали погоду, чтобы составить календарь посевной и определить, насколько урожайным будет год. Если день выдался теплым и солнечным, то лето пройдет спокойно, без засух и похолоданий. Поэтому возрастает вероятность получения богатого урожая. Ветреная погода принесёт похолодание. Отсутствие заморозков обещает изобилие фруктовых плодов. Студёный, но ясный день-
верный признак урожая яровых культур. Если на крышах совсем не осталось снега — май ожидается жаркий.
Существуют и другие приметы. Например, накормить птиц в этот день — привлечь богатство. Другой способ в улучшении материального благополучия — посадка нового цветка.
Вербное воскресенье — светлый праздник с нотками грусти, который всегда символизирует возрождение и надежду на всесильного Господа и Спасителя нашего.
Как проходит праздник у католиков
Также, как и православные католики отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой Вход Господа в Иерусалим. У них этот праздник имеет еще одно название Пальмовое воскресение. В 2020 году праздник будет отмечаться 5 апреля.
В этот день проходит шествие вокруг храма или внутри него. Во время шествия поют праздничные антифоры и гимн Христу-царю. Люди в руках держать пальмовые ветви или оливковые, в зависимости от того, что произрастает в местности. Ветви украшают лентами, цветами. У них есть такая же традиция, как и у православных с вербами, хранить пальмовые, оливковые ветви дома до следующего Пальмового воскресенья. На следующий год они сжигают их, чтобы использовать пепел для службы в Пепельную среду. Детям раздают сладости, вокруг все веселятся и празднуют.
Как и в любой другой церковный праздник, Вербное воскресенье является семейным торжеством. Не обязательно в этот день устраивать грандиозное торжество, можно провести праздник скромно, но в кругу своей семьи. Не надо в этот день ругаться и выяснять отношения, надо дарить радость и хорошее настроение, сохраните мир внутри семьи. В голове должны быть только светлые и добрые мысли. С утра можно сходить всей семьей в церковь и отстоять службу, освятить вербу и оставить ее дома, чтобы она защищала весь дом и семью. Женщины могут заранее приготовить стол, с постными угощениями. Подарки в этот день, как правило, не дарят друг другу, лучше уделить побольше внимания своим близким.
История праздника
Именно в это воскресенье Христос вошел в Иерусалим и начались его страдания, о которых он уже знал. Перед приходом Иисуса в город произошел один случай, который повлек за собой ряд событий, приведших к воскресению Христа.
Рядом с Иерусалимом находилось небольшое поселение, Вифание. В нем жил со своими сестрами друг Христа Лазарь. Его сестрами были Марфа и Мария, которые очень почитали Иисуса. Когда Лазаря настигла тяжелая болезнь, они написали Христу об этом страшном случае. В это время он пребывал очень далеко, в Иордании, и не мог сразу навестить друга. Сестры надеялись, что Христос успеет прийти и не даст умереть их брату. Но Иисус не торопился, он наоборот ждал смерти Лазаря, чтобы показать своим апостолам воскрешение четверодневного мертвеца. По прошествии четырех дней, Господь вместе с апостолами прибыл в Вифаний. По традиции захоронение было внутри пещеры. Возле неё, где был похоронен друг, Христос попросил убрать камень, который загораживал вход. Он поднял глаза к небу и сказал: “Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня”. Затем он произнес очень громко: “Лазарь! иди вон”. Умерший воскрес, его руки и ноги были обвиты погребальными лентами, а лицо обвязано платком, он встал и пошел.
Этот случай показывает подлинное могущество Христа, но именно это событие и связано напрямую, с последующими страданиями и смертью Иисуса, когда большинство иудеев отвернулось от него и хотели распять его на кресте. Праздник Входа Господня в Иерусалим посвящен последним дням земной жизни Спасителя. Иисус въезжал в город на осле, дабы не быть выше народа, а быть с ним наравне. Его встречало много людей, которые были наслышаны о его удивительных чудесах, о воскрешении Лазаря. Они радостно размахивали зелеными ветками финиковых пальм, встречали Его как Царя и Мессию. Праздник знаменует собой конец такой короткой земной жизни Спасителя. Вход предваряет собой смерть Христа, распятие, но радость этого дня дарует верующим пасхальное торжество обязательно наступит.
История события
Хронология развернувшихся у стен Святого города событий, подробно описывается четырьмя евангелистами. Найти упоминание этого события и его толкование можно найти в:
- Евангелие от Матфея;
- Евангелие от Марка;
- Евангелие от Луки;
- Евангелие от Иоанна.
Несмотря на небольшие расхождения в толковании мелких деталей события, суть передается одинаково всеми четырьмя источниками. Вхождение Господа в Иерусалим произошло в воскресенье ровно за 1 неделю до празднования Пасхи. Также это событие предшествовало распятию Христа. Именно поэтому сложно не дооценивать значение этого праздника как исторической даты – посещение Христом древнего города перед окончанием своего существования в теле.
Вхождение Господа в Иерусалим произошло после посещения им села Вифании. Чудо воскрешения Лазаря, которое также отображено в евангелие, в православии считается важным свершением, которому сопутствует соответствующее богослужение. День Воскрешения Лазаря празднуется в субботу, непосредственно перед днем входом Христа.
В Святой Город Спаситель отправился с компанией наиболее преданных последователей, принявших его учение. Оказавшись на вершине Елеонской горы, Христос приказал своим ученикам спуститься в город и найти ему ослика, который еще не бывал под седлом. На нем он и должен был спуститься в Иерусалим, пройдя сквозь главные ворота города. Молодой ослик должен был стать символом чистоты и в дальнейшем мог бы послужить жертвенным животным. В соответствии с традицией паломники, посещающие Святой город, в знак смирения должны вступать в него – спешившись.
Вхождение Господне в Иерусалим произошло в присутствии тысяч жителей города, вышедших поприветствовать Спасителя. Христа встречали криками «Осанна», что в переводе с иудейского означает «Спасение». Многие из историков склонны полагать, что этот возглас был обусловлен тем, что встречающие его люди уже знали, что спаситель воскресил Лазаря и приветствовали Христа именно как спасителя, способного воскрешать умерших.
Когда вошёл Иисус Христос на ослике, дорогу перед ним устилали ветвями деревьев растущих в городе (вербами), поэтому по-другому этот праздник называется: “Вербное Воскресенье”. В частности использовались финиковые и пальмовые ветви, называемые – вайи. Некоторые люди устилали дорогу перед ним своими одеждами. Это должно было продемонстрировать смирение перед волей Спасителя, поклонение ему и признание его Мессией. Праздник представляется как появление спасителя, которого встречают ликующие толпы, знающие о том, кто он и с какой целью посетил город.
В толковании праздника можно встретить некоторые расхождения у евангелистов. В частности все, кроме Иоанна, видят в этом благословенный знак и в их описании люди, встречающие Господа, искренне ликуют появлению спасителя, разделяя благостность его намерений. Иоанн же, напротив, представляет толпу встречающих – с уходом в реализм с учетом дальнейших событий.
Многие в толпе, в дальнейшем, будут преследовать Христа, станут виновниками и последующего распятия. Но независимо от толкований во всех источниках такое событие описывается как одно из наиболее значимых путешествий Христа за годы его странствий.
ОБЫЧАИ И ПРИМЕТЫ
Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».
Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».
20 Вход Господень в Иерусалим (тропари, кондак, задостойник молитва и величание)
Тропарь, глас 1:
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Ин тропарь, глас 4:
Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш,/ безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся воскресе́нием Твои́м,/ и воспева́юще зове́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Кондак, глас 6:
На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/ прия́л еси́ зову́щих Ти:// благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.
Задостойник, глас 4:
Бог Госпо́дь, и яви́ся нам, соста́вите пра́здник, и веселя́щеся прииди́те, возвели́чим Христа́, с ва́иями и ве́твьми, пе́сньми зову́ще: благослове́н Гряды́й во и́мя Го́спода Спа́са на́шего.
Молитва
Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, в вы́шних со Отце́м на Престо́ле седя́й, вы́ну на крылу́ от Херуви́м носи́мый и пева́емый от Серафи́м, во днех же пло́ти Своея́ на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый на́шего ра́ди спасе́ния, и от дете́й воспева́ние прия́вый и во Святы́й град Иерусали́м пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи на во́льную страсть прише́дый, да спасе́ши мир Кресто́м, погребе́нием и Воскресе́нием Твои́м! И я́коже тогда́ лю́дие, седя́щие во тьме и се́ни сме́ртней, прие́мши ве́тви древе́с и ва́иа от фи́ник, срето́ша Тя, Сы́на Дави́дова Тя испове́дуя, та́кожде и нас ны́не в предпра́зднственный день сей в подража́ние о́нех ва́иа и ве́тви в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́. И я́коже о́нии наро́ди и де́ти “оса́нна” Тебе́ приноша́ху, сподо́би и нам во псалма́х и пе́ниих духо́вных душа́ми чи́стыми и нескве́рными усты́ просла́вити вся вели́чия Твоя́ в пра́здник сей и во всю седми́цу стра́сти Твоея́ и неосужде́нно дости́гнути и причасти́тися Боже́ственныя ра́дости Святы́я Па́схи в пресве́тлые дни Живоно́снаго Воскресе́ния Твоего́, да воспое́м и просла́вим Твое́ Божество́ вку́пе со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом всегда́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, Оса́нна в вы́шних и мы Тебе́ вопие́м Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Назад к списку
Традиции и обряды праздника. Приметы на Вербное воскресенье
В 16 — 17 веках был обычай на Руси празднества Входа в Иерусалим. Перед литургией шел крестный ход, он проходил от Успенского собора Московского кремля через Спасские ворота. Ход направлялся к храму Василия Блаженного для моления. В процессе хода возили с собой дерево, которое украшали цветами и плодами, впереди шествия двигался Патриарх на ослике, которого сопровождал царь и держал осла под уздечку. После хода дерево передавалось народу, чтобы угостился. Но в конце XVII века обычай исчез.
Главной традицией этого дня является наличие ветви вербы в доме. Так как в нашей стране нет пальм, которыми приветствовали Христа при входе в город, была выбрана верба, она символизирует собой возрождение жизни, потому что первая пробуждается после долгой зимы.
С утра в воскресенье обязательно надо сходить в церковь, взять с собой веточки вербы, чтобы осветить их. Верба должна быть пушистой, распустившейся, но праздник иногда выпадает на время, когда на улице еще холодно и растение не успевает распуститься к этому дню, тогда можно заранее сорвать веточки и поставить дома, чтобы к воскресенью верба была цветущей. В церкви освятить веточки, количество их должно быть равно количество людей в семье. Верба является сильным оберегом, поэтому многие хранят ее до следующего Вербного воскресенья, чтобы она защищала дом от нечистой силы и плохих событий.
Дома накрывается праздничный стол, обязательно надо учитывать, что в это время еще продолжается Великий пост, поэтому не должно быть никаких запрещенных продуктов. Хотя в этот день в еде есть послабления, можно употреблять рыбу и немного вина, детям можно дать постные сладости.
Что нельзя делать на праздник:
- Нельзя делать никакой физической работы;
- Излишества в еде не разрешены, необходимо выбирать только постные блюда;
- Расчесывать волосы тоже не рекомендуется, может принести несчастье;
- Нельзя убираться дома, готовить еду;
- Нельзя ходить на кладбище;
- Нельзя в этот день на улицу выгонять домашний скот, чтобы его не испортила злая сила.
- Если постучать веточкой вербы по спине человека, это сулило здоровье и благополучие;
- Мужчины и женщины держат при себе почки вербы, для первых это поддержание мужской силы, для вторых помощь в зачатии ребенка;
- Если посадить в этот день домашний цветок или пересадить в другой горшок, то можно ждать финансового благополучия, главное, чтобы он не завял, иначе будут сильные денежные потери. Цветок надо оберегать и ухаживать;
- Ветки вербы втыкали в землю, где собирались сеять, это способствовало богатому урожаю;
- Если день дождливый, то будет богатый урожай;
- Если в доме есть ветка вербы, то в него не попадет молния и не будет пожара;
- Чтобы не было паводка, вербу надо бросить в воду, когда идет ледоход.
Верба – главный атрибут
Стоит отметить, что по давно уже сложившимся традициям в Вербное Воскресенье необходимо всем верующим сходить в церковь и исповедаться священнослужителям. Работники церкви в этот день надевают праздничные зеленые рясы, именно они олицетворяют начало весеннего сезона в православном мире. Однако, следует понимать, что если город небольшой — то в нем могут устраивать только лишь вечерние молитвы.
Традиционная особенность такого праздника заключается в том, чтобы освятить священное деревце. Многие люди именно для этого ранним утром идут в лес: чтобы найти драгоценную вербу на ветках деревьев. Многие мегаполисы предлагают закупиться такими милыми символами праздника еще задолго до начала праздника. Однако лучше начать подготовку к такому событию заблаговременно, и найти красивую веточку накануне великого события. Однако и в этом празднике есть свои обычаи и правила, которые следует беспрекословно выполнять.
- Ни в коем случае нельзя собирать драгоценные веточки с уже умирающего, иссохшего дерева. Существует мнение, что так можно накликать в дом приближение скорой старости и смерти. =
- Не стоит ломать веточки вербы над речкой или прудом. Поговаривают, что на этих ветках часто сидят русалки, водяные или вообще злые духи.
- Сколько человек живет с вами в одной квартире — столько и должно быть веточек в вазочке.
После того, как дерево освятили в церкви, оно обладает мощной целительной силой. Верующий христианин обязательно должен поставить такие веточки около кровати больного. Нередки такие случаи, когда нездоровые люди часто шли на поправку после этой процедуры. Все это связано с тем, что веточки отдают всю свою силу и дух человеку, который находится вблизи. Если нет возможности поставить в дом вербовые веточки — обязательно сходите прогуляться в лес. Поговаривают, что если этот день провести на природе — будущий год пройдет гораздо лучше и торжественнее, чем предыдущий.
В квартире вербочку складывают в так называемом красном углу либо возле фотографии умерших родственников. Она бережет жилище хозяина от злых духов, заболеваний и неудач. Простоять такое украшение должно не меньше года, а затем его заменяют на следующее Вербное Воскресенье. Не считая этого, люди кушают почки с веточек, чтоб обеспечить себя полноценной защитой от злых духов. Обязательно учитывайте, что их можно кушать даже тем представительницам прекрасного пола, которые планирует пополнить свое семейство. Кроме того, из веточек делают и специальные украшения.
Другие названия
Праздник имеет несколько названий — Неделя ваий
,Ве́рбное воскресе́нье ,Па́льмовое воскресе́нье (греч. Κυριακή των Βαΐων, церк.-слав. Недѣ́ля Ва́їй, лат. Dominica in Palmis de passione Domini)
В богослужебных книгах Русской православной церкви называется также Неделей Цветоносной
, а в просторечииВербным воскресеньем , что связано с тем, что пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом заменяли на вербы (ср. болг. Връбница, белор. Вербніца, укр. Вербна неділя, лит. Verbų sekmadienis). Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.
Правила и особенности храмового богослужения в этот день
Праздник входит в перечень двунадесятых праздников, подтверждающими его происхождение и закрепляющими веру в него. Значимость праздника сложно переоценить, особенно с учетом того, что произошедшее упоминается во всех писаниях Христа того периода. Встречается православными всех стран с надеждой на очищение душ и помыслов. Праздник предполагает ряд богослужений проводимых в храмах накануне, а также непосредственно во время его празднования.
Храмовые богослужения в день Входа Господнего в Иерусалим трансформировались со временем. В разные века происходили по-разному, имея, тем не менее, схожие характеристики в проведении определенных ритуалов. Стоит вспомнить одно из первейших традиционных служений по Иерусалимскому канону. Предполагалось народное шествие, участники которого несли ветви пальмы, а во главе процессии выезжал епископ, которому полагалось восседать на осле.
В Константинопольском богослужении до 12 века праздник праздновался в храме 40 мучеников Севастийских. Богослужение проводилось утром, патриарх прибывал в храм на осле или лощади в память о вхождении Христа в Святой город верхом на осле.
Вход Господень в Иерусалим, несмотря на свою важность, не имеет предварительных, подготовительных церковных служб. Во многом, это обусловлено тем, что предшествует ему Лазарева суббота – праздник чуда воскрешения Лазаря сам по себе имеющий определенные параметры богослужений проводимых в храмах
Именно поэтому он празднуется в день его свершения. Сам же праздник отмечается православными по всему миру. Также к празднеству присоединяются другие представители Христианской конфессии.
В традициях Русской Православной Церкви до начала 18 века, важной частью празднования, является чин шествия на ослах. Для этого совершался крестный ход по городу, во главе которого верхом на осле ехал патриарх, в руках которого были крест и евангелие
Вместо осла могла выступать наряженная лошадь, но в остальном чин шествия не менялся. В современной традиции праздник предполагает проведение крестного хода, в котором участвуют церковные служители и простые верующие.
Церковное Богослужение в этот день, предполагает проведение вечери, великого чтения и утренней службы. Служители и верующие присутствуют в храме всю ночь, так как ночь с Лазаревой субботы на воскресный день предполагает ночные бдения. Время проводят в молитве, держа в руках свечи, ветви вайи или вербы.
Далее с приходом утра и окончанием утренней службы проводиться крестный ход вокруг храма. В ходе молитвенных служб, производится освящение и окропление святой водой Вайи или ветвей вербы как это принято в Русской православной традиции. Освещенная верба символизирует собой этот праздник, возможность искупления грехов человеческих.
В Субботний вечер перед праздником проводят трапезы. Учитывая строгость поста в дни его окончания, в этот вечер допустимо послабление. В частности, в пищу употребляется рыба, которая далее, до конца поста запрещена категорически.
В этот день обязательно посещение храма, прочтение молитвы. Сходите на исповедь, причаститесь. День нужно провести в праздных занятиях без работы. Наибольший контраст торжественность дня имеет с последующей страстной неделей, во время которой правила поста становятся более строгими.
Вербное воскресение имеет свои давние традиции и приметы
Главной приметой этого праздника является примета о погоде. Если в это день погода будет хорошая и солнечная, летом будет хороший, обильный урожай различных фруктов. Заморозки ночью оповещают о хорошем урожае хлеба.
Если в Вербное воскресенье будет сильный ветер, то на протяжении всего лето будут дуть сильные ветра.
Есть более позднее поверье, связанное с цветами. Если комнатные цветы будут пересажены в Вербное Воскресенье, то они вырастут крепкими и здоровыми, а также будут хорошо цвести.
Если после Вербного воскресенья остаются ветки, их ни в коем случае нельзя выбрасывать. Такие ветви лучше всего сжечь или пустить в ручей или реку (нельзя опускать в стоячий водоем, вода обязательно должна «двигаться»). Для праздника нельзя срезать ветки с вербы, которая растет рядом с кладбищем или в которой имеется дупло.
Считалось, что если в этот день девушка весь день будет думать о конкретном парне, то в будущем она выйдет за него замуж.
По традиции, в Вербное Воскресенье нельзя заниматься уборкой, шитьем, приготовлением горячей пищи. А также нельзя выгонять скот пастись, так как он после этого может заболеть.
Вербными освященными ветками украшали весь дом и иконы. Устраивались ярмарки, где продавали все, что связано с праздником: вербу, иконки, вербных херувимов. Вербная неделя считается семейным праздником, который необходимо проводить с близкими и родными. Кроме того, это еще время поста, день, предшествующий страстной неделе – последней перед Пасхой.