Барельеф и панно
Барельеф в переводе с французского значит «низкий рельеф». Это вид скульптурного рельефа, главная особенность которого — рисунок выступает над плоскостью на половину своего объема или менее. Если изображение более выступающее, то это горельеф — «высокий рельеф».
К этому виду объемного рисунка относятся не только архитектурные украшения, но и любые другие изображения, например, на монетах или медалях.
Панно — более приближенное к дизайну помещений понятие, это вид изобразительного искусства, когда на части стены или потолка создается рельефное монументальное произведение. Как правило, панно обрамляют орнаментом, багетами как картину.
Пример, панно из гипса.
Панно может создаваться в совершенно разных техниках: барельеф, мозаика, резная композиция, фреска (роспись по штукатурке) и т.д. Далее речь пойдет о объемных рисунках и картинах из гипса и штукатурки, т.е. о барельефе.
Инструменты
Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:
Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.
Основной инструмент для формирования рельефа при декоративной лепке на стенах
Шпатель. Это технический инструмент. Им накладывают на кельму раствор, подбирают излишки, очищают. Также с его помощью наносится раствор на стены, создавая базовый слой, добавляя затем в нужных местах для глубины.
Мастихины. Небольшие по размерам лопаточки разной формы. Ими можно наносить состав, убирать его, формируя нужный рельеф.
Скульптурные стеки. Двусторонний профессиональный инструмент скульпторов с разного вида и размера небольшими лопаточками и лезвиями. Используется для формирования мелкого рельефа, детализации и точной прорисовки. Этот инструмент стоит приобретать, если вы решили сделать не один барельеф на стене или потолке, а превратить это занятие в основное.
Медицинский скальпель. Без него можно обойтись, но он делает очень точные срезы. Профессионалы имеют несколько скальпелей разного размера и формы.
Для точной прорисовки и коррекции
Стамески для резьбы по дереву. Свежий гипс они режут не хуже древесины. Стамески есть самые разные, с разными формами и размерами режущей части. Подбираются в зависимости от формы, которую надо вырезать.
Кондитерский шприц. Специальных инструментов такого плана нет, так что приходится пользоваться таким. Им удобно добавлять небольшие порции материала. Такая необходимость возникает, когда срезали лишнее
При выборе обратите внимание на то, чтобы поршень плотно прилегал к стенкам тубы, иначе раствор будет вылезать. На одну работу приходится покупать несколько штук — шприцы быстро ломаются
Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.
Пошаговая инструкция: изготовление гриба из гипса своими руками
Грибы — популярный вариант украшений из гипса для любого участка. Изготовление такого элемента предполагает следующие этапы работы:
-
У пластиковой бутылки объёмом 0,5 или 1,5л отрезают горлышко по длине будущей ножки гриба. Внутренние стенки покрывают эмульсией из мыла, воды и растительного масла.
-
Разводят гипс водой в соотношении 1:1 и объёмом около 0,5 л. Смесь выливают в горлышко от бутылки не снимая крышки. В середину можно поместить пенопласт для уменьшения веса будущего изделия. Сверху такую «начинку» нужно придавить небольшим прессом, а бутылку надёжно зафиксировать.
-
Через 2 – 3 часа нужно аккуратно срезать или просто снять пластик с гипсовой основы. Затем нужно взять небольшую чашку, размер которой примерно соответствует будущей шляпке гриба. Внутреннюю поверхность покрывают пищевой плёнкой. Далее разводят новую порцию гипса, заливают её не до краёв в чашку, в середину устанавливают вертикально гипсовую готовую ножку и доливают смесь. Оставляют до высыхания.
-
Через 5 – 6 часов изделие можно вынимать, аккуратно потянув за плёнку. После этого фигурку украшают, но сначала наносят рисунок простым карандашом, а толстой иглой можно создать рельефные узоры, например, траву по низу ножки гриба. Изделие покрывают клеем ПВА, а затем раскрашивают акриловыми красками с последующим покрытием лаком.
-
Получившуюся фигурку можно разместить на гипсовой основе. Технология её изготовления похожа на создание шляпки, но нужно взять тарелку с широким плоским дном и налить слой гипса толщиной около 1 — 1,5 см.
Своими руками легко не просто украсить сад, а создать уникальный декор, соответствующий всем пожеланиям владельца участка. Для этого достаточно учесть технологию работы с гипсом, а формы, декор, цвета можно выбрать любые.
Финишная доводка и монтаж
Когда изделие начнет белеть, переходите к финишной доводке. На этой стадии нужно подкорректировать все недочеты и придать лепнине завершенный вид. Первым делом, если остались неровности, обработайте их мелкой наждачкой. Затем полностью загрунтуйте обратную сторону изделия.
В результате своей работы вы получите белую лепнину с изящным слегка мраморным рельефом, но это не обязательно должен быть ее финишный облик – изделие можно окрасить в любой цвет. Для этого используйте краску для стен на водной основе. Если состав слишком густой, дополнительно разведите ее водой. Наносите краску маленькой кисточкой с мягким длинным ворсом – так вы сможете покрыть все рельефные поверхности. После того, как лепнина высохнет, обработайте ее прозрачным лаком, чтобы защитить слой краски.
Обработка изделия
Теперь осталось установить декор. Делать это можно только через 3 дня после заливки. Перед монтажом нужно подготовить рабочую поверхность, которая буде непосредственно украшаться: тщательно очистите ее и слегка увлажните водой. Потом приготовьте клеящий раствор для фиксации лепнины: смешайте 40% ПВА-клея и 60% воды. Сначала нанесите состав на рабочую поверхность, а затем – на обратную сторону лепнины. Далее легкими притирающими движениями закрепите изделие на поверхности. Остатки клея нужно быстро убрать, чтобы он не засох. Если после монтажа остались некрасивые стыки или отверстия, зашпаклюйте их гипсовым составом.
Лепнина из гипса – не только отличный инструмент для декорирования интерьера, но и интересный способ творческого самовыражения. Так что, если хотите одновременно и сделать свое жилище неповторимым, и вдоволь проявить фантазию, при этом не сильно опустошив кошелек, смело беритесь за изготовление такого декора.
Варианты с мозаикой
Стильно и современно выглядят садовые скульптуры, украшенные мозаикой. Например, гипсовые шары очень популярны для украшения сада. Изготовить своими руками их довольно просто:
- В качестве формы можно взять обычный детский пластиковый шар и разрезать его на две одинаковые части.
- Скульптурный гипс развести водой согласно инструкции.
- Подготовить заранее марлю.
- При помощи широкой кисти выложить небольшой слой гипса в подготовленную форму.
- Раствор должен немного подсохнуть, после чего накрыть его марлей.
- Поочередно нанести четыре слоя, давая каждому слою тщательно высохнуть. Таким образом необходимо сделать две половинки.
- Во время высыхания материала кисть должна быть в воде.
- Готовые половинки шара извлечь из формы, обрезать марлю и соединить их. После высыхания шва тщательно обработать шар наждачкой.
- Затем украшаем изделие мозаикой.
Функциональные разновидности
По функциональности лепнина на стенах подразделяется ещё на несколько видов.
Разграничение пространстваИсточник gessostar.ru
Карнизы, плинтуса. Размещаются на стыке потолка и стен. Кроме декоративных функций, элементы выполняют ряд дополнительных задач:
- Маскируют верхние края обоев.
- Визуально увеличивают или уменьшают пространство помещения.
- Скрывают возможные изъяны этой части стен. Могут быть узорными или прямыми.
Молдинг. Используется в качестве окантовки картины, панно, зеркала, декоративные вставки. При определённой компоновке способен зрительно увеличить пространство. Встречается гладкий или рельефный.
Барельеф в интерьере квартирыИсточник pikstagram.com
Барельеф. Выпуклая фактура, изображающая только часть элемента, выступающего над стеной не более чем на половину объёма. Шикарная разновидность лепнины для стен, добавляющая в интерьер помещения изысканности и величественности.
Лепнина – кронштейнИсточник gazeta-pravo.ru
Кронштейн. Применяется в качестве декоративной подпорки для карнизов и других элементов.
Колонны в интерьереИсточник dizainexpert.ru
Колонны, полуколонны, пилястры. Используются в виде декоративной лепнины на стенах, выступающей как своеобразная поддержка потолка.
Крепим на стену барельеф
Теперь готовую композицию нужно закрепить на стене или на куске гипсокартона, если вы хотите сделать съёмный барельеф. В любом случае, прикрепляются они одинаково. Вы можете прикрепить их с помощью жидкого силикона или простой шпаклёвки.
Главное тут вот что: замазать щели между стеной(гипсокартонном) и фигуркой, чтоб это вышел единый конгломерат. Сделать это можно тоже шпаклёвкой.
Если есть какие-либо неровности, их нужно аккуратно снять абразивной лентой. А потом вы покрываете готовую картину водоэмульсионной краской в пару слоёв.
Лучше всего смотрятся чисто белые композиции на таком же фоне, это классический вариант. Но вы можете красить в какие угодно цвета, но уже потом, по верху слоя белой краски.
Об особенностях украшений из гипса
В арсенале ландшафтного дизайна существует немало способов придать саду особый колорит, сделать его выразительнее. Один из них — использование декоративных деталей, созвучных общей концепции оформления. В зависимости от стиля, украшением могут стать как статуэтки из фарфора, керамики и пластика, так и антикварные вещи (если сад оформлен в традиционном стиле).
В числе прочих вариантов особой популярностью пользуется гипсовая скульптура. Небольшие гипсовые фигурки изготавливаются в разных стилях и вписываются в любой ландшафт, делая его оригинальным и от того запоминающимся. Гипсовые изделия обладают следующими преимуществами:
-
Большой выбор. Предлагаемый на рынке ассортимент декоративных фигурок из гипса радует разнообразием. Вы всегда сможете выбрать скульптуру, оптимально подходящую по стилю, форме и размеру для вашего сада.
-
Бюджетность. Гипсовые садовые изделия отличаются хорошим соотношением цена/качество, их приобретение не станет непосильной ношей для семейного бюджета.
Вездесущие гномыИсточник pinterest.com
-
Экологичность. Как материал природного происхождения, гипс не оказывает негативного влияния на здоровье и окружающую среду. Ограничений на место установки гипсовых изделий не существует.
-
Долговечность. Качественные фигурки прослужат вам много лет и при этом сохранят первоначальный внешний вид.
-
Вариативность. Гипсовые изделия можно оставлять неокрашенными, раскрашивать в выбранном стиле, а, при необходимости (или желании), перекрашивать заново.
-
Пожаробезопасность. Гипс абсолютно негорюч, ему не страшны искры от мангала или случайный фейерверк.
-
Уход. Гипсовые фигурки и статуэтки не требуют регулярного ухода.
Слабой стороной гипса является его хрупкость
Неосторожное перемещение или детские шалости могут нанести вред, и тогда на поверхности появляется трещинка или скол; в более тяжелых случаях предмет портится безвозвратно. Другой недостаток материала — пористость, из-за чего использование в саду нетонированной гипсовой скульптуры нежелательно.
Гипсовая идея для жизнерадостных натурИсточник pinterest.se
Материалы
Лепные декоративные украшения делали не только путем литья из гипса. Их вырезали из массива дерева, вылепливали из древесной пасты, смешанной с гипсом. Известны варианты из бетона, керамики, из гипсокартона и из полистирола.
Несмотря на разнообразие компонентов, классическим материалом для лепнины остается именно гипс.
Гипс
Гипсовое вяжущее вещество – это натуральный природный материал, который хорошо держит форму, и с его помощью можно изготовить любой рельефный декор. Еще в Древнем Египте мастера заметили свойства порошка гипсового камня, который быстро застывает после смешивания его с водой. Приготовив такую смесь, ее заливали в определенные формы из камня, а после высыхания подвергали обработке.
Природный гипс не содержит в своем составе вредных для здоровья человека примесей, он стойко переносит температурные колебания, его легко обрабатывать и подвергать окрашиванию. Гипсовая лепнина в помещениях играет роль регулятора влажности, так как пористая поверхность материала обладает гигроскопичностью, а при снижении уровня влаги материал ее отдает во внешнюю среду.
Существенным недостатком декора из гипса является его большой вес, что значительно затрудняет выполнение монтажных работ. Кроме того, застывший гипс достаточно хрупкий материал, его можно разбить или повредить, отколов фрагмент. Стоимость гипсовых элементов декора самая высокая, к тому же и монтажные работы обойдутся недешево, так как выполнить их могут только профессионалы высокого уровня.
Пенопласт
Наиболее легковесные изделия, имитирующие гипсовую лепнину, производят из пенополистирола, который имеет еще одно название – пенопласт. Стоимость таких декоративных элементов самая доступная, а по внешнему виду они похожи на натуральный гипс. Пенопластовый декор имеет ряд особенностей, которые осложняют его применение.
Монтировать на клеевой состав такой декор легко, но для получения хорошего результата необходимо, чтобы декорируемая поверхность была идеально ровной. Пенопласт не имеет свойства пластичности, поэтому скрыть с его помощью мелкие дефекты поверхности не удастся, а при сильном нажатии материал продавливается или ломается. Кроме того, окрашивание пенополистирола также представляет трудности – под слоем краски проступает зернистая фактура материала, поэтому для качественной тонировки изделия потребуется нанести несколько слоев краски на водной основе.
Разновидностью пенополистирола являются изделия объемного типа из дюрополимера, который также выпускается экструзионным путем.
Полиуретан
Современные производственные технологии позволяют изготавливать декор, имитирующий гипс, из полимерных материалов, к которым относится и полиуретан. Применяя методику литья, из него делают пилястры, колонны, порталы для камина, плинтусы, молдинги, потолочные розетки и иные декоративные элементы. Стоимость лепнины из полиуретана намного дешевле, чем гипсовый аналог, но дороже, чем изделия из пенопласта. Полиуретановый декор обладает высокой степенью долговечности, он имеет небольшой вес, эластичен и прочен.
Полиуретановые изделия устойчивы к воздействию ультрафиолетовых лучей, поэтому они никогда не желтеют и не рассыхаются. Материал способен стойко переносить изменение температурного режима. В виду легковесности материала его легко монтировать с помощью полимерных клеевых составов. Нередко полиуретановый декор покрывают позолотой или бронзой, после чего отличить его от натурального гипса становится невозможно.
Декоративная лепнина как неотъемлемый элемент интерьера
Использование лепнины в интерьере не теряет своей актуальности и популярности на протяжении нескольких веков. В современных условиях она активно используется при оформлении помещений не только в классических стилях или при создании интерьеров ампир, барроко, уместной она может быть даже в минималистическом хай-теке , но, конечно, при условии использования других линий и форм.
Несмотря на то что купить готовые элементы для создания лепнины не представляет никакой проблемы, чтобы создать по-настоящему уникальный интерьер многие владельцы предпочитают индивидуальное изготовление .
Конечно, самостоятельно заниматься производством лепнины для украшения стен и потолков легче всего при наличии навыков рисования, так как предварительно необходимо сделать точный эскиз, особо тщательно прорисовывая все линии и элементы.
Но, если имеются идеи, с ними можно обратиться к специалисту, который и выполнит эту часть работы. А непосредственно изготовлением, в том числе и подготовкой форм, можно заняться и самостоятельно.
Используя различные виды элементов и комбинируя их между собой, можно создавать оригинальные и красивые композиции . Также лепнина из этого материала нередко используется в качестве финишного акцента при декорировании стен в помещении, аккуратно разделяя зоны между собой.
Достоинствами этого материала следует назвать его доступную цену, длительный срок службы и легкость монтажа. Схожими характеристиками обладает и лепнина из полиуретана, которая часто используется при декорировании современных помещений. Учитывая, что оба этих материала влагостойки, их активно можно использовать в помещениях с повышенной влажностью и перепадами температур.
Кроме того, что лепнина выполняет эстетическую функцию, ее применение может иметь и сугубо утилитарную функцию, например, визуально скрыть некоторые неровности, трещины и другие дефекты поверхности.
Совет четырнадцатый: правильная система освещения
Обычные светильники разных уровней в современных дизайнах вытесняют целые системы, разработанные для освещения помещений. Это встраиваемое освещение, которое благодаря гипсу может принимать любую форму.
Освещение можно выполнить в едином стиле и виде, а можно оборудовать им отдельные элементы декора: арки, кольца, разработать отдельную подсветку пола, стены или другой поверхности в помещении.
Значительным плюсом является возможность воплотить в жизнь практически любую фантазию дизайнера, это очень легко монтируется, долго служит, не несет никакой угрозы для домашних.
Декорирование гипсовых поделок для сада
Оформление готовых фигурок для сада — возможность проявления фантазии и творческих способностей. Для этого используют акриловые краски или алкидные эмали, кисти разного размера, клей ПВА или строительная грунтовка для отделочных работ.
Последовательность действий следующая:
- Всю поверхность изделия грунтуют — покрывают тонким слоем раствора клея ПВА с водой в пропорции 1:1. Можно также покрыть фигуру 2–3 слоями олифы, подогретой на водяной бане.
- Когда грунтовка высохла, кисточками и красками раскрашивают изделие. При этом можно использовать картинку, фотографию или другой образец. Оформление фигур более 50 см в высоту кисточками очень неудобно и в таком случае рекомендуется использовать краску в баллончиках или краскопульт.
- После высыхания красок можно декорировать изделия пуговицами, шишками, желудями, стеклом, кусочками керамики и другими элементами, которые уместны для фигуры. Их приклеивают с помощью водостойкого клея для наружных работ (типа «Титан»), сразу удаляя излишки салфеткой.
- Изделие покрывают со всех сторон несколькими слоями прозрачного лака не на водной основе, а алкидного или другого подобного, с маркировкой «для наружных работ».
- Сушить изделия нужно только в хорошо проветриваемом помещении несколько суток, до полного выветривания запаха лака.
Особенности монтажа гипсовой лепнины
Если для ремонта используется полиуретановая лепнина или изделия из пенопласта, то для их крепления применяют специальные клеевые составы.
Поверхность предварительно должна быть подготовлена соответствующим образом: при необходимости выровнена и укреплена строительными растворами, а также обязательно обработана грунтовочными составами .
Приступать к монтажу лепнины, изготовленной своими руками, следует не ранее, чем через трое суток после заливки в форму. Заранее отмеченные с помощью маркера или карандаша места крепления на стене, потолке или иных конструкциях увлажняется и промазывается клеем ПВА. Обратная сторона элементов лепнины тоже обрабатывается таким образом, после чего производится их фиксация с поверхностью.
Но такой способ подходит только для крепления небольших элементов – на массивных деталях предварительно подготавливаются отверстия для крепления с использованием саморезов или шурупов. Процесс сверления следует выполнять максимально аккуратно, а впоследствии шляпки необходимо будет заполнить гипсом.
Окончательный штрих – нанесение грунта и лакокрасочного покрытия в соответствии с выбранным стилем помещения и цветовой гаммой интерьера.
Изготовление из гипсовой штукатурки: фотоотчет
Чтобы получить опыт создания барельефа своими руками не стоит пытаться воспроизвести высокохудожественную картину. Лучше начать с простого дизайна, содержащего разноформатные детали, которые можно воспроизводить по очереди. Например, морская тема с осьминогом, водорослями и дельфином.
Подготовка рисунка
Сначала делается эскиз, который в последствие переносится на выровненную, пропитанную грунтовкой базовую поверхность. Для нанесения рисунка лучше использовать твердый карандаш, чтобы неверно прорисованные линии модно было откорректировать.
Подготовка основы
Для формирования элементов лучше использовать штукатурку с мелкой фактурой. Ее рекомендуется разводить меньшим количеством воды, чем написано на упаковке. При этом смесь получится более жесткой, что является необходимым качеством для прорисовки основных деталей барельефа.
Формирование основных рельефов
Начинать формирование объемного панно лучше с крупных деталей. Шпатлевка на гипсовой основе быстро сохнет и теряет эластичность, поэтому не рекомендуется замешивать сразу большой объем. Для начала достаточно развести 300-400 грамм смеси и постараться за 15 минут не только нанести ее на базовую поверхность, но и придать элементу форму.
Для выкладывания раствора используется мастихин соответствующего размера. Если основные элементы барельефа выступают над несущей поверхностью более чем на 2 см, их необходимо усилить саморезами. В противном случае, в последствие они могут просесть или просто отвалиться.
Жемчужина в данном проекте скатывается вручную и также сажается на саморез.
Формирование мелких деталей
Для формирования мелких элементов рисунка используют кельму или мастихин. Начинать нужно с деталей, обладающих низким рельефом (в данном случае щупальца медузы). При нанесении состава необходимо тщательно его втирать, чтобы обеспечить максимальное сцепление с базовой поверхностью. Для такой работы больше подойдет мастихин.
Если деталь засохла до того, как удалось привести ее в соответствие с задумкой, нужно обработать ее водой из пульверизатора и попробовать закончить работу через несколько минут.
Формирование рельефа необходимо производить сразу после выкладки шпатлевки, пока она не застыла. Для этого можно использовать все инструменты, которые есть в арсенале.
На просушку элементов с глубоким рельефом может уйти до 2 дней. Начинать шлифовку лучше с мелких деталей. Пока завершится процесс их обработки, массивные многослойные детали окончательно подсохнут.
Готовый барельеф доводят до идеального состояния с помощью мелкой наждачной бумаги. Конечный результат выглядит так:
Помощь в самостоятельном возведении
Для изготовления фигур для сада из гипса понадобятся такие материалы и инструменты:
- скульптурный гипс;
- клей;
- акриловая краска;
- лак;
- элементы для украшения: бусинки, стеклышки, цветные камни;
- циркуль;
- резцы для работы по дереву;
- специальный нож;
- пищевая пленка;
- обычное мыло;
- масло растительное;
- вода;
- формы для гипса.
Грибок
Рассмотрим пошагово изготовление простой и очень популярной садовой фигуры грибка:
- У пластиковой бутыли отрезаем горлышко.
- Подготавливаем раствор из воды, измельченного мыла и растительного масла. Все это тщательно перемешиваем до полного растворения.
- Этим составом необходимо покрыть внутренние стенки бутылки при помощи силиконовой кисти.
- Далее разводим гипс в необходимом количестве согласно инструкции.
- Для того чтобы сделать ножку будущего гриба, нужно залить гипсовую смесь в горлышко бутылки и дать смеси полностью застыть.
- После застывания бутылку можно разрезать и достать ножку грибка.
- Сформировать шляпку можно таким образом: чашку или блюдце плотно обтянуть внутри пищевой пленкой.
- Подготовленную гипсовую смесь залить в чашку, дать немного постоять и ровно закрепить в ней ножку грибка. Изделие можно закрепить добавлением небольшого количества серной кислоты.
- Изделие оставляем примерно на час до полного застывания.
- Подставку для гриба можно сделать так: миску либо тарелку обернуть пищевой пленкой и сверху залить гипсовой смесью.
- Ножку гриба обернуть пленкой и поместить в основание до полного застывания.
- Готовое изделие рекомендуется оставить на два дня в теплом месте без сквозняков.
- Рисунок для гриба лучше предварительно нарисовать на бумажном листе.
- Затем нарисовать простым карандашом рисунок на грибочке.
- Рисунок обвести ножом или иголкой.
- Подготовить смесь клея ПВА, покрыть им гриб и дать полностью высохнуть.
- Затем можно покрасить гриб акриловыми красками.
- Готовое изделие рекомендуется покрыть лаком в несколько слоев, чтобы грибок был устойчив ко влаге и сохранил яркость краски.
Чтобы сделать подобный гриб – следуем инструкции
Листочки
Для изготовления красивых гипсовых листочков потребуется немного терпения, несколько крупных листьев и обычный гипс. Последовательность действий:
В плоскую емкость насыпаем слой песка. При отсутствии песка можно использовать любой сыпучий материал. Емкость с подготовленной смесью накрываем пищевой пленкой или обычным полиэтиленовым пакетом.
Находим красивые листья: подойдут лопухи, девясил, клен. Листья обязательно должны иметь рельефный узор на изнаночной стороне и выпуклые жилки. Лицевой стороной укладываем листья вниз, отливку делаем по рельефной и выразительной изнанке.
Делаем раствор гипса в пропорции 1:1
Чтобы он не так быстро застывал и было удобно работать, можно добавить ложку клея ПВА.
Смесь осторожно выливаем или выкладываем на листья, покрывая всю поверхность. Слой должен быть довольно толстым, чтобы отливка получилась прочной
Для некрупного листа достаточно 1–1,5 см, для большого листа понадобится сантиметра три. Если хотим создать очень длинный и большой лист, то внутрь гипса рекомендуется проложить проволоку для укрепления конструкции.
Изделие оставляем для застывания минут на 20–40, раствор застывает быстро. Готовые отливки можно перевернуть, чтобы посмотреть, что получилось.
Ненужные листья убираем с отливок, затем аккуратно срезаем лишний гипс вокруг листа.
Готовые листья покрываем краской.
Чтобы листочки из гипса не облазили после покраски, их рекомендуется покрыть лаком.
Создание формы
Пластилиновая или гипсовая форма обмазывается разделительной смазкой, а затем на нее с помощью кисти наносится силикон, разведенный смазкой. При выполнении этого этапа работ следует проявлять особую аккуратность и не допускать образования пузырьков, которые могут впоследствии сказаться на внешнем виде изделия.
После нанесения первого слоя силикона его следует укрепить марлей, а потом, после высыхания (спустя 2-3 часа), необходимо повторить процедуру. В итоге готовая форма должна иметь толщину 3-4 мм , а это 2-3 слоя силикона и марли , но для больших форм эти параметры следует увеличить до 4-5 мм . После окончательного высыхания готовая форма отделяется от пластилинового (глиняного) эскиза и устанавливается в деревянный короб или на каркас. Если будет выливаться большая форма, то дополнительно требуется ее фиксация на опоре с помощью цемента или алебастра, которые помогут выдержать большой вес будущего изделия.
Инструмент
Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.
Инструменты для изготовления барельефов из гипса
Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.
Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.
Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.
Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.
Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.
Работа с инструментом и уход за ним
Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.