Описание и значение изысканных изделий Древнего Египта
Древние украшения выполнялись из драгоценных металлов и были инкрустированы драгоценными иди полудрагоценными камнями. Сюда можно отнести изумруд, лазурит, бирюзу, оникс, аметист и прочие. Драгоценности той эпохи отличались особой символикой, соответствовавшей определенным божественным проявлениям на земле.
К примеру, Уджат – продолговатый глаз, изображавшийся на гробницах для охраны спокойствия умершего, символизировал исцеление и защиту своего владельца.
Древнеегипетский крест Анкх символизировал изобилие, возрождение и вечную жизнь. Внешне он напоминает крест с кольцом сверху.
Не менее популярными тогда были изображения животных. К примеру, довольно часто женские украшения в египетском стиле выполняются с изображением жука скарабея. Это насекомое символизирует собой восходящее солнце и перерождение души человека.
Две вороны, изображенные вместе, являются символом брака и крепкого союза между влюбленными. Ястреб – отражение свободной души. Змея – мудрость веков. Довольно часто встречающийся объект в руках фараонов и богов Древнего Египта – палка с головой собаки и раздвоенным нижним концом – является признаком нерушимой и святой власти.
И по сей день мы можем лицезреть украшения древней цивилизации. Египтянки носили их на себе почти 3 млн лет назад. Эти настоящие свидетельства страсти жителей Египта украшать свое тело были обнаружены в гробнице легендарного Тутанхамона.
Среднее царство (XXI—XIX вв. до н.э.)
Почва, которую подготовили ремесленники додинастического и древнего царства, достигла своего наивысшего расцвета в следующий период среднего царства, когда ювелиры отработали и усовершенствовали техники инкрустации, литья, филиграни. Археологами обнаружено множество ювелирных изделий, среди которых: нагрудные украшения, диадемы, кольца, браслеты и, конечно же, пекторали.
Диадема Сит-Хатхор
Диадема Сит-Хатхор яркий пример ювелирного искусства периода среднего царства. Золотая диадема высотой около 44 см, изготовлена из пластины в виде обруча, украшена 15 декоративными розетками. Декоративные розетки выполнены в технике перегородчатой эмали и инкрустированы сердоликом. Диадему также украшает Урей, символ царской принадлежности и золотые перья, символами богини Исиды. Диадему дополняют симметрично расположенные полосы, из тонкого золота ниспадающие по сторонам. Кроме сердолика диадема украшена лазуритом и зеленым фаянсом. По композиционному построению в диадеме прослеживается период изменений от статики, главенствующей в предыдущие периоды, к индивидуальности, разнообразию и динамичности украшений.
Украшения принцессы Хнумит
К периоду Среднего царства относятся украшения, найденные в гробнице в Дашхуре, в том числе и украшения принцессы Хнумит. В гробнице было найдено большое количество украшений в том числе и необычная по своему исполнению диадема. Несмотря на то, что диадема выполнена в традиционной технике перегородчатой эмали, ее форма очень нетрадиционна. Обруч выполнен из цельных жестких элементов, в которых розетки соединены с цветами колоколообразной формы. Розетки соединены с центральный элементом в форме дерева, выполненном из тонкой золотой трубки с подвижными элементами и декоративными цветами. Кроме фаянсовой пасты диадема инкрустирована полудрагоценными камнями сердоликом, бирюзой и ляпис-лазуритом.
В погребальном захоронении Хнумит было найдено множество украшений, в том числе ожерелья, выполненные из золотых бусин и полудрагоценных камней. На концах шейных украшений располагались ястребы как символы небесного божества, а также души и сердца. Одно из широких ожерелий состоит из двух рядов бусин, между которыми располагаются ряды искусно инкрустированных цветной эмалью и полудрагоценными камнями амулетов, среди которых подвески представляющие символы жизни, стабильности, защиты и несокрушимости.
Говоря о ювелирном искусстве Среднего царства, нужно подчеркнуть, что данный уровень был достигнут увеличением роли городского населения, при котором усиленными темпами развивались местные ремесленнические центры. Религиозные изменения способствовали раскрепощению и появлению относительной свободы в декоративном оформлении. А возросшие захватнические походы – стабильным притоком золота, полудрагоценных камней и ценных пород дерева.
Аксессуары в Древнем Египте
В эту эпоху украшения изготавливались из природных материалов наподобие камня, дерева и минералов. Позже стали добавлять драгоценные камни и металлы. Количество дорогих составляющих в аксессуарах на теле человека могло определить его статус в обществе. Властители Египта — фараоны — обвешивали свое тело роскошными каменьями и золотом. Как показывают источники, носить древние египетские украшения было в чести как у женщин, так и у мужчин. Увидеть такие аксессуары можно было не только на живых людях – сплошь и рядом гробницы именитых египтян ломились от изобилия драгоценностей, обретших покой вместе с человеческими мумиями. К таким оберегам относились египетские украшения на шею, грудь, голову и руки.
Модный статус
Украшения с египетским прошлым относят к винтажному стилю. Если когда-то они считались привилегией высшего света, то сегодня их может приобрести любой желающий.
Массивность египетских украшений объясняется тем, что принадлежность человека к знатному сословию обязывала его носить крупные отличительные знаки, то есть украшения, выполненные из драгоценных металлов и камней.
Модницы нашего времени умело сочетают широкие браслеты с колье или длинными серьгами. Главное здесь – не перестараться. Крупные сами по себе изделия не должны «перекрывать» облик самой девушки. Броские украшения в изобилии лишь нарушают гармоничность наряда.
Самым деликатным и ненавязчивым выбором считаются египетские подвески, которые помогают создать наиболее нежный образ, так как отличаются небольшими размерами и весьма красноречиво могут отразить дух эпохи. Магазины для рукоделия готовы предоставить широкий ассортимент для выполнения таких изделий собственными руками.
Ценителям всего мистического по душе приходятся украшения древних времен. К примеру, египетские тотемы защищают от злых духов, диких зверей и людей с недобрыми намерениями. Солнечный круг, змея урей, жук скарабей, ибис, сокол и сегодня считаются защитниками современного человека.
Трендовые модели
По-прежнему в моде остаются браслеты Ка, символизирующие жизненную природу человека. На таких аксессуарах изображают цветок лотоса и инкрустируют ониксом, бирюзой или лазуритом.
На пике моды всегда остается скарабей. Египетские украшения с данным символом представлены широким разнообразием. Тут и кольца, и кулоны, и браслеты, и сережки. Выбор просто огромен, так что любительницам данной тематики предоставлен широкий спектр аксессуаров под различные наряды.
Современные трендовые модели выполняются в основном из золота или серебра. Вот только с золотом возникает загвоздка – при изготовлении мастера зачастую используют благородный металл низкой пробы с инородными примесями
Поэтому, выбирая оригинальный подарок себе или своим близким, обращайте внимание на образцы с большей стоимостью
Серебро, хоть и встречается реже, пользуется тем не менее большой популярностью среди туристов.
Издревле жители Египта выполняли изделия из малахита: этот камень вставляли целиком или использовали для получения порошка для покраски.
Эпоха неолита привнесла в египетский «марафет» использование нового материала – бирюзы. Из нее делались браслеты, бусы и скарабеи.
Перед покупкой настоящих египетских украшений следует проконсультироваться у профессионального ювелира. Совет специалиста поможет вам лучше ориентироваться в выборе изделий. Так вы сможете заочно застраховать себя от подделок.
Нагрудные украшения
Сухой климат Египта позволил археологам и ученым получить большое количество артефактов, представляющих большой интерес при анализе развития ювелирного мастерства Древнего Египта.
Пектораль
Лоб – не единственное место, которое украшали египтяне. Священным местом для них являлась и грудь, в глобальном положении как защитница сердца. Первоочередную роль сердца легко проследить по записям «Книги мертвых», где оно называется отцом и матерью египтянина. Самым распространенным видом нагрудных украшений были пекторали. Пекторали имели многофигурную и многоярусную композицию схожую с декоративными рисунками на колоннах храмов древних египтян. Большинство композиций выстраивалось по принципу перпендикулярной проекции. Наиболее важным символом, изображаемым на пекторалях, который египтяне связывали с сердцем, был жук-скарабей. Скарабея связывали с солнцем, траектория его движения с запада на восток схоже с движением солнца по небосводу. Это главный символ возрождения в загробной жизни. Мотивы, изображенные на пекторалях, имеют устойчивое постоянство. Бог Гор, один из обязательных изображенных на пекторалях, сын Осириса и Исиды. На земле его воплощением считали фараона, символа государственности, неба и солнца. Лотос – символ Верхнего и Нижнего Египта, циклической смены времени суток. Ладья – средство передвижения Ра по небу. Ни один амулет в древнем Египте не обходился без иероглифа способного защитить фараона от всех болезней и «дурного глаза». Таким образом, все изображения собранные на пекторали, так или иначе, отражали царственность и привилегированность его владельца. Пекторали были золотыми из сборных пластин или литого золота. Техника перегородчатой эмали или инкрустации тут получает небывалый расцвет. Между тончайших золотых проволок помещались стеклянные краски или самоцветы. Тело жука скарабея, как правило, выполнялось из темно-синих эмалей или камня ляписа. Тела Гора и диск солнца из сердолика или яшмы. Ладья имела небесно-голубой цвет лазурита и бирюзы.
Ускх
Еще одним нагрудным украшением, но допустимым к ношению не только фараоном были разнообразные воротники-ожерелья. Ускх – воротник-ожерелье из нескольких рядов бусин. Форма бусины из полудрагоценных камней еще одно изобретение египтян, и, конечно же, круг символизирует солнце. Форма этого вида ювелирного украшения имела преимущественно разомкнутый круг в основе. Ускх собирали из цветных камней или золотых бусин. Форма подвесок и размер бисера были различными. Кроме круглых бусин в состав ожерелья входили различные подвески в форме лотосов, скарабеев, дисков солнца. Нагрудное украшение могло иметь декоративную форму цветных или золотых полос или же стилизовать форму крыла сокола. Воротником такие украшения были названы по причине плотного заполнения формы ожерелья или потому, что для удобства крепились на подкладку из кожи или ткани.
Виды ювелирных украшений Древнего Египта
История египетского общества в целом, и искусство в частности проходило несколько стадий, получивших названия царств. Однако если говорить об изменениях, происходивших в искусстве за этот период нужно признать, что условность диктовавшая «правила поведения» на протяжении всего периода развития, отразилась и на ювелирном искусстве. Несмотря на тот вклад, который Египет произвел на дальнейшее развитие античного общества, его обособленность и консерватизм привели к весьма незначительным изменениям собственных форм и стиля искусства.
Ювелирные украшения (как и декоративное оформление в целом) было подчинено религиозным реалиям. Так, изделия украшались цветками лотосов, как символом места рождения бога Гора, атрибутами Осириса и Исиды. Порой именно замысловатость символов и их количество определяло стоимость украшений. Например, на пекторали, найденной в гробнице Тутанхамона (1332—1323 годах до н.э.), символами обозначено его тронное имя – «Владыка превращений Солнца», или Неб Хепру Ра. Нижняя часть круга под лапками скарабея обозначает иероглиф «neb» (владыка), три вертикальные прямые «хепру» (превращение), а солнечный диск бога Ра (бога Солнца).
Если в архитектуре основными формами были пирамида, пилон и колонна, то в ювелирном искусстве столпами были головное украшение (тиара), нагрудное украшение (пектораль, воротник-ожерелье) и пояс.
Головные украшения
Ювелирные изделия для древних египтян были не только способом украшения и выделения социального сословия, но и имели непосредственный тотемный характер.
Корона с Уреем
Так, одной из частей тела к которой египтяне относились с особой трепетностью являлась середина лба. Во многих культурах этой области посвящены всевозможные знаки и отличия: «третий глаз», индийская тика, глаз Дангма или Шивы, тилак или бинди. Египтяне не стали исключением, выделяя именно эту область человеческого тела символами воли и могущества, в том числе указывающими на привилегированный статус. Самым известным примером ювелирных изделий такого рода является корона с Уреем. Другое название Урея – змея Буто или Уаджит. Уаджит – в Древнем Египте богиня-покровительница Нижнего Египта и фараонов как его правителей. Почитание Уаджит идет из уверенности фараонов в том, что именно она является источником царской власти, непобедимости и защиты. В связи с этим образ египтянина в короне с Уреем (стилизованным изображением Уаджит) является необходимой принадлежностью царского костюма. Урей одевали поверх платка немеса, а изготавливали в традиционных техниках из золота, с использованием эмалей или полудрагоценных камней. В качестве декоративной отделки могли применяться типичные египетские знаки в виде скарабея, символов бога Ра и египетской власти. Такие Уреи были найдены в гробнице Тутанхамона, Сенусерта II, Эхнатона. Но у последнего он был изготовлен из металла по своим свойствам напоминающим титан покрытый эмалью.
Тиара
В период Нового царства в костюм египтян входит мода на парики. Парики имели весьма разнообразные формы, как и головные украшения, надеваемы поверх. Тиара, корона, обруч и другие виды головных украшений изготавливались из золота, драгоценных камней и цветных эмалей. Одной из известных форм головных украшений используемых для париков является корона по типу «кольчуги», где мельчайшие пластины в форме солнечного диска стелятся друг на друга закрывая цельным полотном часть шерстяного парика. Тончайшая проработка говорит о высоком мастерстве ювелирного искусства того времени. Другая форма декоративными элементами напоминает раскрытые крылья ястреба. Детализация птицы, ее крылья, хвост и особенно оперенье, всегда передавались очень реалистично, что технически достигалось укладыванием золотых пластинок друг на друга, резьбой по литому золоту или перегородчатой эмалью. Светотеневая проработка достигалась путем использования различных оттенков золотых пластин. Высокие и объемные головные украшения носили только царские особы.
Новое царство (XVI—XII вв. до н.э.)
Наивысший расцвет ювелирного искусства был достигнут в период Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.). Но, в отличие от предыдущего периода, социальное и политическое «потепление» позволило декоративному оформлению и разнообразию типов и форм превзойти ювелирные украшения Среднего царства. В период Нового царства Египет занимает место одной из мировых держав. Завоевательные походы позволили египтянам разнообразить свой внешний вид, однако в это же время сословные различия достигли своего максимума. Полудрагоценные камни и драгоценные металлы могли себе позволить люди высокого положения, небогатые египтяне использовали украшения из других материалов.
Характерная сдержанность, превалирующая в предыдущие времена, сменилась «оттепелью», украшения приобретают пышный, порой помпезный вид, обилие и чрезмерность несли символ показного изобилия. Излюбленные египтянами формы ювелирных украшений продолжают существовать, но их декоративное украшение меняется. Подвески из полудрагоценных камней становятся более замысловатых форм, бисер получает благородную шлифовку, филигрань наполняется мелкими ажурными элементами. Мотивы прошлых лет жук-скарабей, змея-Урей, остаются любимыми мотивами и в период Нового царства.
Украшения из гробницы Тутанхамона
В 1922 году археологами была вскрыта гробница фараона Тутанхамона. В ней кроме саркофага и прочих предметов интерьера были найдены 5 тысяч ювелирных украшений. Сухой климат позволил этим украшениям остаться в первозданном виде и продемонстрировать нашему поколению художественный стиль периода Нового царства. Все украшения Тутанхамона декоративным оформлением говорили о принадлежности к царской особе, рисунки и сюжеты строго иерархичны. Одним из самых известных украшений из гробницы Тутанхамона была нагрудная пектораль. На пекторали изображен крылатый жук скарабей, выполненный в технике перегородчатой эмали и инкрустированный ляпис-лазуритом, тончайшие золотые перегородки заполнены полудрагоценными камнями. Кроме того на пекторали присутствуют символы вечной жизни, солнца, священные Уреи и символы Египта – лотосы. Все найденные украшения Тутанхамона наиболее ярко иллюстрируют техники, материалы и типовое разнообразие ювелирных изделий периода Нового царства. В гробнице были найдены браслеты-повязки, нагрудные украшения – ускхи, пекторали из перегородчатой эмали, кольца из зерни, украшения их золота и электрума, головные украшения с традиционными Уреями, украшенные чеканкой кинжалы и резные ожерелья, бусины из цветных камней и керамики.
египет#исторические драгоценности#
- ← Изумруды российского императорского двора. Светские ювелирные украшения
- Современные украшения в готическом стиле →
Египетские темы в искусстве современных ювелиров
16 апреля 2019
Статьи
Египетское государство, как и египетское искусство до сих пор скрывают много тайн. До конца расшифровать…
ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ
Ювелирное дело в Древнем Египте: особенности профессии и техники
20 августа 2018
Статьи
Египтяне умело применяли различные металлы для производства ювелирных украшений. Основным металлом было…
ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ
Ювелирное искусство Древнего Египта
02 июня 2018
Статьи
Египетское искусство является ярким примером развития древнейшего общества, как и вся жизнь египтян,…